Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации

«Автоколебания летательных аппаратов в задачах динамической аэроупругости»

Расчетно-экспериментальные исследования задач динамической аэроупругости являются обязательными в процессе создания  опытных экземпляров летательных аппаратов (ЛА), их сопровождение и частично выполнение проводятся силами сотрудников ЦАГИ вместе с КБ. Основная роль в программе отводится изучению следующих вопросов:

  1. Место задач об опасных автоколебаниях среди проблем прочности ЛА
  2. Общие вопросы теории колебаний и теории автоматического управления
  3. Частотные и временные методы решения, задача автоколебаний.
  4. Объем и последовательность расчетно-экспериментальных работ для предотвращения опасных автоколебаний.
  5. Создание расчетных моделей упруго-массовой  конструкции ЛА
  6. Теоретические основы модального анализа
  7. Методология и средства наземных резонансных испытаний
  8. Разработка аэродинамических схем для исследования колебаний
  9. Основы передаточных функций и схемотехники САУ
  10. Расчетно-экспериментальное определение характеристик контура стабилизации ЛА
  11.  Виды и границы флаттера, расчетное определение критической скорости.
  12. Частотные границы устойчивости, нормативные запасы
  13. Предельные циклы автоколебаний и их оценка
  14.  Анализ результатов расчетно-экспериментальных исследований.
  15. Методы верификации расчетных моделей, оценки погрешностей.
  16.  Объем и подготовка материалов  для заключения по безопасности от опасных автоколебаний ЛА.
  17. Анализ результатов летно-конструкторских испытаний.

Программа предназначена для научных и инженерно-технических работников, специалистов и аспирантов, работающих в области авиастроения.

Цель  - повышение квалификации специалистов занимающихся задачами прочности и в частности - динамической аэроупругости ЛА, включая расчетные и экспериментальные исследования на всех этапах создания ЛА.

По окончания  слушатель должен:

- знать основы программирования задач флаттера и контура САУ на частотах упругих колебаний, критерии и запасы устойчивости, способы увеличения запасов устойчивости;

- уметь применять на практике процедуры по подготовке исходных данных для расчетов, программ наземных испытаний и принимать участие в их сопровождении;

- владеть вопросами планирования и проведения расчетно-экспериментальных исследований по предотвращению опасных автоколебаний в полете, включая задачи флаттера и устойчивости контура упруги ЛА-САУ.

 

Тематический план

Название темы

Кол-во часов

1

Основные понятия и термины. Обзор задач об опасных автоколебаниях ЛА в полете, их место среди проблем прочности. Частотные и временные методы решения, задача автоколебаний. Связь проблем теории колебаний и теории автоматического управления

2

2

Соотношение расчетных и экспериментальных способов. Последовательность расчетно-экспериментальных работ при для предотвращения опасных автоколебаний в полете.

2

3

Расчетные модели упруго-массовой конструкции вне потока и в потоке. Аэродинамические схемы при колебаниях в потоке. 

2

4

Наземные резонансные (модальные) испытания, методология, техника, результаты.

2

5

Схемы САУ, их описание, передаточные функции и частотные характеристики. Расчетно-экспериментальное определение характеристик контура САУ, критерии и запасы устойчивости.

2

6

Способы определения границ устойчивости, представление результатов исследования флаттера и устойчивости контура упруги ЛА_САУ.

2

7

Сравнительный анализ расчетно-экспериментальных данных, подготовка материалов для заключения о безопасности от автоколебаний ЛА в полете. 

2

8

Анализ данных летно-конструкторских испытаний (ЛКИ)

1

9

Собеседование

1

10

Итого:

16

 

По  окончании   выдаются  удостоверения  установленного  образца. 

 

Скачать программу в формате pdf.

© 2010-2019 Корпоративный университет «ЦАГИ»
(495) 556 37 01
dpo@tsagi.ru