Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Аэродинамическая интеграция элементов планера и силовых установок высокоскоростных летательных аппаратов»
Программа предусматривает освоение теоретических основ интеграции элементов планера и двигателей, развитие понимания расчётно-теоретических и экспериментальных методов исследования, методологии выбора рациональных аэродинамических форм, а также рассмотрение практических примеров формирования интегральных аэродинамических компоновок высокоскоростных ЛА.
Основное внимание сосредотачивается на следующих вопросах:
- Требованиях к формированию аэродинамических компоновок ЛА с ВРД различных классов.
- Принципах разделения аэродинамических характеристик ЛА с ВРД и их моделей на внешние и внутренние составляющие.
- Методиках экспериментальных исследований моделей ЛА с внутренними протоками в аэродинамических трубах.
- Расчётных методах исследования аэродинамики высокоскоростных ЛА с ВРД; их соответствие экспериментальным методикам. Понятие «сопротивления по жидкому контуру».
- Теоретических основах аэродинамической интерференции и интеграции элементов планера и силовой установки высокоскоростного ЛА. Базовые закономерности.
- Исследованиях аэродинамической интерференции крыльев и воздухозаборных устройств ВРД. Экранные воздухозаборники.
- Аэродинамической интерференции фюзеляжей ЛА с воздухозаборниками ВРД. Базовые принципы формирования интегральных аэродинамических компоновок.
- Нетрадиционных аэродинамических компоновках ЛА, основанные на концепциях волнолёта и биплана Буземана.
9.Определении основных лётно-технических характеристик ЛА. Формула Бреге и её обобщение для ЛА с ВРД. Комплексная оптимизация параметров элементов интегральных аэродинамических компоновок.
Программа предназначена для научных и инженерно-технических работников, специалистов и аспирантов, работающих в области разработки и аэродинамических исследований авиационно-ракетной техники.
Целью является знакомство специалистов с основами аэродинамической интерференции и интеграции элементов планера и воздушно-реактивных двигателей (ВРД) высокоскоростных летательных аппаратов (ЛА), предназначенных для полёта с большими сверхзвуковыми скоростями – в основном, соответствующими числам Маха М ≥ 3.
По окончания каждый слушатель должен:
- Знать:
- фундаментальные понятия аэродинамической интерференции и интеграции элементов планера и силовых установок высокоскоростных ЛА;
- теоретические подходы к анализу аэродинамической интеграции элементов высокоскоростных ЛА;
- основы методики экспериментальных исследований моделей ЛА с ВРД в аэродинамических трубах;
- принципы формирования интегральных аэродинамических компоновок высокоскоростных ЛА с ВРД;
- Уметь:
- ориентироваться в порядках величин основных характеристик высокоскоростных ЛА с ВРД; самостоятельно проводить приближённые количественные оценки;
- самостоятельно проводить расчётные исследования аэродинамических характеристик ЛА с ВРД;
- делать правильные выводы из сопоставления результатов теории и эксперимента;
- пользоваться своими знаниями для решения задач формирования интегральных аэродинамических компоновок;
- Владеть:
- базовым принципом разделения аэродинамических характеристик ЛА с ВРД на внешние и внутренние составляющие;
- расчётно-теоретическими и экспериментальными методами исследований;
- навыками обработки результатов расчётов и аэродинамического эксперимента и их сопоставления;
- способами исследования и решения теоретических и прикладных задач в области интеграции элементов планера и силовых установок.
Тематический план
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
1 |
Основные понятия. Базовый принцип разделения аэродинамических характеристик ЛА с ВРД на внешние и внутренние составляющие. |
3 |
2 |
Экспериментальные и расчётные методы исследования аэродинамических характеристик ЛА с ВРД. |
4 |
3 |
Практические примеры реализации полезной интерференции элементов планера и силовых установок в аэродинамических компоновках высокоскоростных ЛА. |
7 |
4 |
Комплексная оптимизация параметров элементов интегральных аэродинамических компоновок ЛА. |
2 |
10 |
Собеседование |
2 |
|
Итого: |
18 |
По окончании обучения выдаются документы установленного образца.